Приём детей 2012-2016 гг.
Полный или неполный день
Психолог, логопед, медик
Футбол, нейройога
Своя кухня, праздники
Развивающие занятия
Английский язык, театр
О нас   Коллектив   Услуги   Стоимость   Места   Адаптация   Интерьер   Разрешения   Контакты   Отзывы   Партнёры
Тедди-комнатки
Январь
Поздравляем
30 января в 16:30
День именинника

Лиза Демидова - 18 января
Юля Шишкина - 26 января
София Кононова - 30 января
Наши события
25 января 10:00
Весёлые старты спортивное развлечение
(старшая группа)
31 января 18:00
Общие родительские собрания
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»
Одним кликом
Открыть (скачать) прайс-лист на услуги частного детского сада ООО Тедди Дом от 1 октября 2015 года, PDF-формат, 166 Кб, 2 страницы А4 Действующий
прайс-лист

от 01.10.2015
Открыть (скачать) образец договора на оказание услуг ООО Тедди Дом, PDF-формат, 140 Кб, 11 страниц А4 Образец договора
оказания услуг
с 01.10.2015
Открыть (скачать) реквизиты ООО Тедди Дом, PDF-формат, 101 Кб, 1 страница А4, с 01.03.2015 Реквизиты
ООО "Тедди Дом"
c 01.03.2015
Тоже в оплату
К оплате в безналичном порядке также принимаем карты VISA и MasterCard
Тедди-комнатки
Сотрудничество детей [1]
Проблемы детского сна [1]
Самостоятельность детей [2]
Отрицание [1]
Гиперактивность [1]
Честность и ложь [3]
Стереотипы [1]
Дисциплина [1]
Стеснительность [1]
Индивидуализм у ребёнка [1]
Детские капризы [1]
Детская любознательность [1]
Чувство вины [1]
Ошибки ребёнка [1]
Вредные привычки [1]
Ссоры детей [1]
Привязанность [1]
Детская тревожность [1]
Социальная адаптация [1]
Новости
Тедди-интернет
На сайте: 2
Гостей: 2
Родителей: 0
Тедди-инфо

ЯндексТИЦ=10, GooglePR=3

QR-код ссылки на сайт
Главная » Советы родителям » Поведение ребёнка » Социальная адаптация

Психологическое сопровождение адаптации особых детей в частном детском саду

Проблема адаптации будет актуальной, пока человек взрослеет, создаёт что-то новое, мигрирует в пространстве, переходит из одного социального института в другой и мн. др. Данный процесс упоминается в различной литературе и специалистами различных областей знаний. Для раскрытия понятия адаптация мы воспользуемся определением из краткого толкового психолого-психиатрического словаря, где адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования… [4].

Достаточно сложен процесс адаптации детей в детском саду, а что уж говорить о детях, которые требуют к себе особого внимания! Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной выделяется 4 основные категории детей, которые они называют "особые дети". К особым детям они относят агрессивных, тревожных, гиперактивных и аутичных детей. Данная статья имеет своей целью рассмотреть особенности проявления поведения особых детей, а также предоставить читателю практические рекомендации для преодоления данных проблем, как в обычной обстановке, так и во время процесса адаптации к условиям детского сада.

По нашим наблюдениям и опыту работы, детей данных категорий достаточно много, а в последнее время участились обращения к психологам и невропатологам родителей гиперактивных и аутичных детей. Необходимо отметить, что проблема тревожности, агрессивности, гиперактивности решается несколько легче, чем проблема аутизма, т.к. причины агрессивности, тревожности и синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) более явные, чем проблемы раннего детского аутизма (РДА). Причем и решить первые три из вышеуказанных проблем гораздо легче, т.к. при использовании системного подхода (работа психолога, невропатолога, дефектолога, воспитателей детского сада, родителей) проблемы агрессивности, тревожности могут быть решены достаточно быстро (от 1-2 недель до 6 месяцев по опыту) и гиперактивности – к 8-9 годам ребёнка (всё индивидуально). Проблема же РДА более сложна в понимании её причин, в принятии её родителями ребёнка, а также выборе оптимальной стратегии для её преодоления.

Особых детей, как было уже сказано выше, достаточно много, а специализированных детских садов для них практически нет, если не считать частные детские сады, где в штате есть дефектолог, психолог, логопед. Поэтому зачастую педагогам обычных детских садов приходится решать сложные, а иногда непосильные задачи по воспитанию особых детей. В связи с чем, частный детский сад в большей мере может помочь родителям и детям с обозначенными нами проблемами. Перед педагогом-психологом в таком частном детском саду стоят несколько задач:

1. Написание и применение программы адаптации особых детей к условиям детского сада, т.к. очевидно, что ребёнок с проблемами будет привыкать к новой обстановке достаточно долго, проявляя неадекватные реакции.

2. Организация работы с педагогическим коллективом. Лучше, если это будет тренинг, чтобы в дальнейшем воспитатели стали более уверенными в методах, которые они применяют, когда особый ребёнок приходит в детский сад. Данная уверенность также переносится на общение педагогов с родителями, т.к. система работы, применяемая нами, позволяет находить общий язык между родителями и воспитателями.

3. Организация работы с родителями. Это и индивидуальные консультации, на которых родителям оказывается, как эмоциональная, так и информационная поддержка в виде ответов на интересующие их вопросы и рекомендаций о том, как вести себя, когда ребёнок находится на этапе адаптации к детскому саду; это и тренинги и круглые столы для возможности отработать задания и упражнения, которые родители должны будут выполнять с детьми в домашних условиях. Большим плюсом группового метода общения с родителями является возможность убедиться в том, что они не одни в своей проблеме, а также перенять опыт тех родителей, которые раньше приняли имеющуюся у них проблему и начали активные действия по её преодолению.

4. Организация работы с детьми. В этот пункт мы хотим отнести индивидуальную психодиагностику для выявления причин проблемы ребёнка, написание индивидуальной коррекционной программы, сопровождение процесса адаптации, а также групповые занятия по преодолению проблем особых детей.

Приступим к описанию особых детей.

1. Тревожного ребёнка можно определить по следующим признакам: страх ко всему новому, частые игры в одиночестве, неумение войти в контакт со сверстниками, страх попросить что-то у взрослых, частое упоминание о родителях, нежелание посещать детский сад, страхи и невротические реакции, как вариант – покусанные ногти, энурез. У родителей тревожных детей также часто бывает повышенный уровень тревожности. Иногда это состояние взрослого невольно передается детям. Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребёнка, дети в большей степени подвержены заболеваниям.

2. Признаками проявления агрессивности ребёнка являются: негативизм, потеря контроля над собой (сжимает зубы, губы, кулаки, краснеет, кричит, устраивает истерики, дерётся), споры с окружающими (намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения), протесты, обиды, мстительность, порча игрушек и имущества.

3. Ребёка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания характеризуют 3 важных признака:

  • гиперактивность (беспокойность, суетливость, неусидчивость, болтливость, нарушение двигательной координации, несформированность мелкой моторики);
  • импульсивность (слабая саморегуляция и самоконтроль, слабый контроль в проявлении эмоций).
  • дефицит внимания (низкий уровень развития свойств внимания, таких как концентрация, избирательность, слишком частая переключаемость).

4. Признаками раннего детского аутизма являются: отсутствие контакта глаз ребёнка с окружающими, шаблонные фразы в речи, эхолалии (повторения), страх больших пространств, бурные реакции на нарушение стереотипов, новые предметы и правила, игры в одиночестве, неконтактность, отсутствие в речи местоимения "Я", возможные проблемы в речевом развитии, как вариант – высокие интеллектуальные способности, но только в конкретной области знаний.

Как мы уже говорили ранее, системный подход в преодолении проблем особых детей, при адаптации к детскому саду просто необходим и играет важную роль. В данной же статье мы сделаем акцент на общие рекомендации при общении с особыми детьми, которые могут стать началом новой жизни для детей и их родителей [1].

Рекомендации при сопровождении процесса адаптации тревожного ребёнка:

  • не заставляйте ребёнка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);
  • посетите несколько раз детский сад перед поступлением;
  • используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
  • закрепите за ребёнком постоянное место, кроватку;
  • не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
  • не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давайте им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных посадить за стол, одевать его в первую очередь и т.п.);
  • хвалите ребёнка даже за незначительные достижения;
  • попросите ребёнка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него.

Рекомендации при сопровождении процесса адаптации агрессивного ребёнка:

  • сначала вместе с психологом тщательно проанализируйте причины агрессии, выявите трудности, испытываемые ребёнком, по возможности устраните их, а затем формируйте у ребёнка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей;
  • учите ребёнка вежливым словам, делиться игрушками, а также доброму отношению к окружающим;
  • дайте понять ребёнку, что он не один в обществе, что есть другие дети, которые также как и он требуют внимания;
  • исключите из методов воздействия запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет снята;
  • дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты, – разрешите ему поколотить, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
  • показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нём вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести";
  • пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть его. Ему необходимо знать, что он нужен и важен для вас. Помните, что внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.

Рекомендации при сопровождении процесса адаптации гиперактивного ребёнка:

  • перед поступлением в детский сад проведите подготовку: познакомьтесь с детским садом и воспитателями; несколько раз посетите детский сад на короткий период;
  • обязательно наладьте контакт с психологом, который будет сопровождать процесс адаптации;
  • в общении выбирайте спокойный тон в речи;
  • наблюдайте за ребёнком в игре и других видах деятельности, постарайтесь присоединиться к значимым видам деятельности;
  • играйте в игры, которые развивают саморегуляцию (например, "Море волнуется раз");
  • полезной будут песочная терапия, арттерапия, дельфинотерапия;
  • выбирайте спортивные секции с неагрессивными видами спорта;
  • исключайте в начале периода адаптации соревновательные игры;
  • полезными будут пальчиковые игры, перекрёстные упражнения (для интеграции работы обоих полушарий) и дыхательные техники;
  • обязательно наблюдайтесь у невропатолога.

Рекомендации при общении с ребёнком с признаками аутизма:

  • перед поступлением в детский сад ознакомьтесь с системой его работы, развивающими программами, ведётся ли коррекционная работа, работают ли в детском саду логопед, психолог, дефектолог;
  • будет хорошо, если у вас будет постоянный личный специалист-консультант (психолог, дефектолог);
  • наблюдайте за поведением и особенностями личности ребёнка и расскажите о его особенностях специалистам детского сада (особенно о том, что больше всего любит, без чего не может, от чего портится настроение и др.);
  • в домашних условиях присоединяйтесь к его стереотипной игре, позже привносите в неё элементы сюжетно-ролевой игры;
  • для формирования навыков самообслуживания используйте дома наглядность, схематичные картинки;
  • играйте с ребёнком в помещении, где нет острых углов и опасных предметов;
  • используйте ритмичные, танцевальные и пальчиковые игры, меняйтесь ролями с ребёнком (при хорошем контакте);
  • чётко планируйте распорядок дня;
  • используйте в развитии мозаики, зеркало;
  • развивайте сенсорный опыт ребёнка (звуковое, слуховое, тактильное, двигательное восприятие);
  • полезными будут арттерапия, ипотерапия, дельфионтерапия, работа с песком;
  • обязательно наблюдайтесь у невропатолога.

И самой главной рекомендацией для родителей всех типов особых детей – осознание и принятие имеющейся проблемы! Чем дольше мы закрываем глаза и умаляем значимость сложившейся ситуации, тем на больший период мы лишаем ребёнка быть психологически здоровым и счастливым и, конечно же, делаем максимально сложным процесс его адаптации в детском саду.

Литература:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж: "Учитель", 2006. – 236 с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 63 с.
  4. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. / Под ред. К. Игишева. – 2008.

Текст подготовила: Муратова Е.А., педагог-психолог частного детский сада "Тедди Дом"

Категория: Социальная адаптация |
Прочтений: 364
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Вход ]
Тедди-дверка
Логин:
Пароль:
Тедди-адрес
ООО "Тедди Дом"
Частный детский сад "Тедди Дом"
Омск, Центральный округ
ул. Звездова 62/4
ост. "Городской музей"
по ул. 10 лет Октября
Тедди-телефоны
900-920
а также
+7 913 615 26 07
Родителям
День открытых дверей
каждый четверг
10:00-11:00
Экскурсия по Тедди Дому
для новых клиентов
каждую среду
по предварительному звонку
Новые фото

Творческая мастерская
18-26 декабря
Выставка работ
«Ёлочки красавицы»

6 фотографий

Новые фото

Праздники в Тедди Доме
16 декабря
Футбольный праздник на стадионе «Красная Звезда»
3 фотографии

Новые фото

Творческая мастерская
20-23 ноября
Выставка поделок «Мишки-топтыжки»
4 фотографии

Тедди-поиск
Мы в соцсетях
Тедди-ТВ
Родителям
 
Сайт АНО ОЦ Перспектива

Электронный интернет-журнал о жизни, буднях и праздниках "островка детства" - одного омского детского сада
АНО ДО Перспектива, г. Омск © 2011-2018                 ООО Тедди Дом, г. Омск © 2011-2018